Как логопедическое упражнение улучшает память (примеры)

Содержание

Как логопедическое упражнение улучшает память (примеры)

Как логопедическое упражнение улучшает память (примеры)

Как логопедическое упражнение улучшает память

Сегодня для улучшения памяти и способности запоминания информации ребенком применяются различные способы воздействия на мозг.

При этом в последнее время всё чаще стали применяться такой приём как логопедическое упражнения на улучшение памяти.

Такие упражнения имеют ряд преимуществ перед другими способами улучшения памяти, от чего становятся довольно популярными.

Их преимущества в том, что простая игровая форма и абсолютная безвредность регулярного применения, способствует применять их хоть каждый день, регулируя нагрузку на мозг человека.

А если дело касается ребенка, нет ничего лучше подобной равномерной регулярной стимулирующей работы мозга деятельности.
Данные упражнения в первую очередь направлены на развитие внимания, запоминания, восприятия и воссоздания полученной информации.

Давайте рассмотрим самые действенные логопедические упражнения, рекомендованные опытными врачами логопедами для развития памяти ребенка-школьника.

Как логопедическое упражнение улучшает память

«Где что?»

Что требуется: Ученику предлагается найти середину отрезка.
Посередине отрезка напиши букву Н, слева от нее — слог ИК, справа – букву У, между буквами У и Н напиши слог ЧЕ.

«Найти одинаковые буквы»

Что требуется: Необходимо показать ученику буквы, расположенные на листе в хаотичном порядке. Например:
1) А, О, Е, И, Э, У, Я, Ь, N.
2) А, П, N, Ь, Н, К, О, Э, Т, С, Е, В.


Простое задание для ученика: «Соединить одинаковые буквы линиями. Распознать оставшиеся буквы и объяснить,- почему они не подходят к остальным.
Сложное задание для ученика:1) Нужно соединить только гласные буквы.

2) Нужно соединить красным цветом только гласные, черным – только согласные.

Ответ: должны остаться Ь – мягкий знак, N – «неправильная» буква И.

«ВНИМАНИЕ»

Среди буквенного текста вставлены слова. Необходимо найти и подчеркнуть эти слова.
БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩАТМАШИНАТТОРУРТРЫСЬТЫРЮРОЗАЕВНЦИДЖАРАНПОМЫЛРКВТСУМКАДЧЕРБАЙКОТИПОВТОРЛВДДЧМОРЕНКСЛОВОАГМЬВДАРШКГШКРМТВЛВДВЬИТМ

Запоминание на словесном материале

Это упражнение можно практиковать для групп детей, включая соревновательную заинтересованность.

По сигналу учителя ученики должны посмотреть на появившуюся картинку с длинными словами в течении 5 секунд. Они фиксируют взглядом очередь букв и записывают их на бумаге.

После чего предъявляют для проверки. Так улучшается зрительная память, влияющая на развитие кратковременной памяти.

Развитие фантазии и счета

Необходимо составить предложения, состоящие из заданного количества букв. Например, содержащие 5,6,7 и так далее букв.
Я бегу. 5 букв

Я плыву. 6 букв
Дай мне. 6 букв

Птица поет. 9 букв
Дым идет. 7 букв

И так далее, увеличивая нагрузку.

Сложное, но эффективное упражнение.

Учитель читает вслух какой-нибудь текст (пару предложений). При этом само чтение сопровождается постоянным постукиванием ручки по столу. Для ученика необходимо понимать то, что говорит учитель и считать количество постукиваний, чтобы в последствии воспроизвестисмысл текста и ответить, — сколько было стуков.

Интересное упражнение на внимание «Хлоп-хлоп»

Учитель логопед говорить подряд слова в медленном темпе, понемногу увеличивая скорость речи. Ученик должен внимательно слушать, чтобы предугадать звук, на который заканчивается слово и перед произношением этого звука хлопнуть в ладоши.Начинать следует с длинных слов, увеличивая нагрузку, всё чаще применяя короткие слова.

Например: верблюд, крокодил, собака, кошка, дорога, лиса, жук.

При регулярном применении данные простые логопедические упражнения хорошо улучшают память ребенка, что подтверждается многолетним опытом обучения детей опытными профессиональными логопедами России.

Узнайте прямо сейчас о самом полезном препарате Плантекс для новорожденных (инструкция по применению). От колик, запоров, вздутия, срыгивания и для нормализации пищеварения.

Источник: https://ideales.ru/nashi-detki/kak-logopedicheskoe-uprazhnenie-uluchshaet-pamyat-primeryi.html

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Как логопедическое упражнение улучшает память (примеры)

Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

Развитие речи ребенка посредством игр

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка.

Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков.

Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Логопедические занятия в домашних условиях

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

  • пальчиковые игры;
  • гимнастику на развитие артикуляции;
  • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
  • декламацию стихов и скороговорок.

Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

  • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
  • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
  • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
  • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

Пальчиковые игры

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

  1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
  2. воображение;
  3. внимание.

У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

Упражнения на развитие моторики пальчиков:

  • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:Солнце поднимается,Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)Солнышко садится,Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
  • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
  • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.Птица полетела (машем крылышками),Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),Дальше полетела.

Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

Артикуляционная гимнастика

Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

Артикуляционный комплекс:

  • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
  • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
  • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
  • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
  • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
  • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
  • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
  • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
  • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
  • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)По камушкам, по камушкам (топчется на месте)

И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

Декламация стихов и скороговорок

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/logopedicheskie-zanyatiya.html

Самые эффективные упражнения для развития памяти

Как логопедическое упражнение улучшает память (примеры)

Некоторые люди искренне считают, что в эпоху информационных технологий и гаджетов незачем запоминать много информации, если ее можно найти в записной книжке телефона или в интернете.

Другие парируют: представьте на минутку хирурга, который говорит в операционной: «Оk, Гугл, как провести операцию по удалению аппендикса?». Конечно, подобные примеры кажутся преувеличенными, однако запросы в поисковых системах типа «как тренировать память и внимание у взрослых» — не такая уж редкость.

Хорошая память все еще остается ценным качеством человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Долгое время память считалась похожей на большую картотеку, а процесс ослабления воспоминаний с течением времени сравнивался с обесцвечиванием чернил на записях картотеки. Однако сейчас такой подход утратил свою актуальность, ведь не существует единственного участка мозга, отвечающего за запоминание и воспроизведение воспоминаний.

«Если память где-нибудь и находится, то повсюду» — считает всемирно известный нидерландский нейробиолог Дик Свааб.

https://www.youtube.com/watch?v=pXjhX6fIQSg

Механизмы памяти не до конца изучены, единственное, в чем ученые сходятся во мнениях – эту функцию мозга можно развивать, как и все остальные. Не секрет, что этим занимались еще древнегреческие мыслители.

Некоторые упражнения для развития памяти дошли до наших времен через тысячи лет, другие появились совсем недавно.

Предлагаем вашему вниманию популярные способы тренировки мыслительных процессов, которые повысят скорость и качество запоминания нужной информации.

Правила гигиены мозга

Каждый, кто решил взяться за развитие памяти и внимания, безусловно, желает добиться наилучших результатов. Чтобы эффективно тренироваться, спортсмену нужны подходящие условия (площадка, инвентарь). То же самое касается и развития мышления – мозг нуждается в определенных условиях для плодотворной работы. Выполнение следующих правил гарантирует максимальный уровень запоминания.

  • Обеспечьте мозг кислородом.

Каждые сутки кровь в полном объеме циркулирует через мозг 400 раз и несет его клеткам жизненно необходимый кислород. Чтобы его хватало для интенсивной деятельности нашего суперкомпьютера, минимум 24 часа в неделю следует проводить на свежем воздухе. Если нет возможности совершать прогулки, помещение нужно регулярно проветривать.

  • Обеспечьте себе полноценный сон.

Возможно, Наполеон мог спать три часа в сутки, но сегодня среднестатистическому взрослому человеку желательно выделять для пребывания в царстве Морфея 7-8 часов ежесуточно.

Табак действительно дает краткосрочный эффект концентрация внимания. Но память курильщиков со временем ухудшается, и это факт.

Этиловый спирт сначала расширяет сосуды, а затем вызывает их сужение, потому мозг начинает страдать от недостатка кислорода. Всем известно, что в состоянии опьянения возникают так называемые провалы в памяти. Но речь не только о вечеринках, на которых текут пивные или винные реки – бокал вина за ужином существенно снижает запоминание.

  • Остерегайтесь некоторых медикаментов.

Временные проблемы с памятью могут вызывать успокоительные на базе диазепама, лоразепама, хлоразепама и прочие, а также некоторые болеутоляющие, противовоспалительные и лекарства от аллергии.

Тесты на запоминание

Прежде чем начать выполнять упражнения для тренировки памяти, можно пройти тестовое задание, которое покажет, насколько эффективно вы пользуетесь памятью на данном этапе.

Итак, перед вами список из 20-ти слов, не связанных между собой.

Чайник, Кресло, Пианино, Лодка, Мыло, Апельсин, Ковер, Буква, Машина, Ручей, Пробка, Оружие, Туфля, Брошка, Сумка, Крыло, Картина, Цветок, Миксер, Медаль.

Перечень слов нужно изучить в течение полутора минут, а затем постараться записать их по порядку. Далее, подсчитайте, сколько слов удалось правильно запомнить.

  • 18-20 слов – великолепный результат.
  • 17-15 – хороший показатель.
  • 14-10 – удовлетворительный результат.
  • Менее 10 – вы не используете все ресурсы памяти, но показатель можно улучшить.

В таком виде это задание считается проверкой визуального восприятия, но с его помощью также можно протестировать и слуховую память. Для этого нужно, чтобы слова кто-то произносил вслух.

Еще одну проверку зрительной памяти можно пройти с помощью картинки, расположенной ниже. Внимательно изучите ее в течение минуты, а после назовите предметы, изображенные на ней, в любом порядке.

  • Если вы назвали 18-20 предметов – у вас замечательная кратковременная зрительная память.
  • 17-15 баллов – похвальный результат, с помощью упражнений объем визуальной памяти можно расширить еще больше.
  • 14-11 баллов – неплохой показатель, но есть куда стремиться.
  • 10-5 баллов – средний результат, возможно, нужно было лучше сосредоточиться над поставленной задачей.
  • От 1 до 4 баллов – ваша сильная сторона – явно не зрительная память, придется ее усердно тренировать, ведь глазами мы воспринимаем очень много информации.

Законы памяти

Развитие любого вида памяти у взрослых – процесс, зависящий не только от времени, потраченного на обучение эффективным методикам, но и от понимания законов памяти. Это опорные точки, которые помогут не заблудиться в лабиринте мыслительной деятельности.

  • Невозможно запомнить что-то непонятное.

Чтобы информация отложилась в мозгу надолго, ее необходимо осознать. Человек способен запоминать слова, значение которых он знает.

  • Ассоциативное мышление – помощник запоминания.

Ассоциативное восприятие построено на том, что новый образ вызывает из памяти уже существующий в сознании. Ассоциации могут строиться на смежности (зима и снег), контрасте (белый и черный) и других показателях, но для лучшего запоминания иногда требуется отключить логическое мышление в пользу фантазии. В памяти остаются ассоциации:

  • яркие, необычные, даже абсурдные;
  • эмоциональные (смешные, грустные, удивительные);
  • созданные с помощью всех органов чувств;
  • находящиеся в движении.
  • Обманите магическую семерку.

Ученый-психолог Миллер доказал, что кратковременная память способна вместить 7 плюс/минус 2 единицы данных. Как натренировать память, чтобы добиться улучшения этого показателя хотя бы вдвое? Все просто. Пропускайте мимо лишнее и группируйте необходимую информацию.

Не говорите: «У меня никудышная память». Скажите: «Я это обязательно вспомню».

Развитие памяти и внимания у взрослых невозможно без умения правильно повторять выученное. Действенный алгоритм запоминания навсегда такой:

  • повторите информацию сразу после выучивания;
  • затем через 15-20 минут;
  • перед сном через 6-8 часов;
  • на следующий день;
  • через неделю;
  • через месяц.

Расширяем возможности запоминания

Натренировать память нельзя за одно занятие, даже если оно входит в самый популярный и дорогостоящий курс, проводимый дипломированным психологом.

Предлагаем действенные способы развить мыслительные процессы дома и совершенно бесплатно.

Соощущения

Метод соощущений позволяет строить запоминающиеся ассоциации. Для этого нужно научиться подключать все пять органов чувств. К примеру, создайте ассоциации к слову «самолет». Каким вы его видите? Что слышите? Что ощущаете после прикосновения? Какой вкус чувствуете? Какой запах?

Таким образом, можно научиться более остро воспринимать и надежно запоминать новые данные. Сложно забыть то, что вызвало активность сразу нескольких органов чувств.

Тренируем внимание

Внимательность – это то, без чего невозможно добиться максимального запоминания. В эру информационной перегрузки просто необходимо уметь сосредотачиваться на главном. Следующее упражнение подходит для тех, кто ищет, как тренировать память и внимание по одной минуте в день.

Поставьте на секундомере 60 секунд. Делайте отметки в фигурах так, как показано на примере, строго по очереди. Повторяйте упражнение каждый день, пока не сможете зачеркнуть все правильно и вложиться в сроки. При желании можете сделать повышение уровня сложности и увеличить количество фигурок. Распечатайте сколько угодно копий и доведите действия до автоматизма.

Запоминаем тексты с помощью пиктограмм

Пиктограммы окружают нас повсюду. Это и иконки в смартфоне, и дорожные знаки, и логотипы торговых марок. Пиктограммы – прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно, неважно стих это, цитата или определение термина.

Наглядный пример использования этого приема есть в книге Е. Додоновой «100% память».

Итак, на первой картинке видим отрывок из стиха Е. Евтушенко «Третий снег».

Вот как автор книги изобразила эти строчки с помощью пиктограмм.

Таким образом, каждый человек, молодой и пожилой, может обучаться быстрому запоминанию, рисуя пиктограммы так, как подсказывает собственная фантазия.

Пиктограммы сможет нарисовать даже тот, кто не смыслит в рисовании, ведь нужно изобразить просто схематический значок для каждого слова.

Mind maps

Этот метод еще называют «ментальными картами», «интеллект-картами» или «картами памяти». Как и в случае с пиктограммами их необходимо рисовать. Но дело того стоит: mind maps дают долговременный эффект, если нужно полностью запомнить книгу, организовать бизнес-проект или набросать план отпуска.

Пошаговая инструкция по рисованию ментальных карт выглядит так.

  • В центре изображаем образ задания, проблемы или области знания.
  • Отводим в стороны в виде толстых ветвей основные разделы карты (подписываем их по минимуму и нумеруем).
  • С помощью ключевых слов, цветов и пиктограмм раскрываем детали на тонких ветках.

Напомним: упражнения для памяти дадут результат только при многократном повторении.

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati

Упражнения на развитие слуховой памяти: примеры, способы выполнения, методические рекомендации

Как логопедическое упражнение улучшает память (примеры)

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Как проверить слуховую память ребенка?

Существует довольно простая методика проверки уровня слуховой памяти у ребенка. Необходимо назвать четыре разных числа и попросить произнести их в обратном порядке. Если ребенок без затруднений справится с этим заданием, количество чисел нужно увеличить до пяти, до шести и т.д. Хорошим показателем считается способность повторить таким образом ряд шести чисел и более.

Как развить слуховую память ребенка?

Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух.

Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей.

Однако, перед началом обучения и в начальной школе этому процессу необходимо уделять более пристальное внимание, сделать его целенаправленным и педагогически грамотным.

Примеры упражнений для развития  слуховой памяти

В основном упражнения для развития слуховой памяти детей 6-10 лет носят игровой характер.

Упражнение “10 слов”

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам.

Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д.

Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой. 

Упражнение “Снежный ком”

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.

Упражнение “Жук”

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию.

После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать.

Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Упражнение “Что какого цвета”

Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету.

Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок.

Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.

Упражнение “Нарисуй по описанию”

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ученики должны внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.

Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т.д.

Упражнение “Выбор”

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6384_uprazhnenia_na_razvitie_sluchovoy_pamyati

Как улучшить память: полезные упражнения

Как логопедическое упражнение улучшает память (примеры)

Специалисты утверждают, что объём памяти безграничен. Но мы далеко не всегда правильно ею пользуемся.

Механическое заучивание, которое практикуется в учебных заведениях, нельзя назвать идеальным методом улучшения памяти. Она состоит из трёх компонентов: природного потенциала, состояния и тренированности.

Это означает, что память поддаётся воздействию, и сегодня существует множество способов, как её улучшить.

Множество факторов современного мира может ухудшить память

К нарушениям памяти приводят следующие факторы:

  • эмоциональные нагрузки;
  • систематические депрессии;
  • недостаток сна;
  • инфекционные заболевания;
  • дефицит витаминов;
  • употребление алкогольных напитков;
  • курение;
  • травмы мозга;
  • приём медикаментозных препаратов (антидепрессантов, снотворного);
  • заболевания: атеросклероз, нарушение функции щитовидной железы, рассеянный склероз, сахарный диабет;
  • старение организма.

Укрепление памяти в домашних условиях

Мозг является динамической структурой, которая реагирует на любое влияние. Правильный подход поможет достичь желаемого результата. Сегодня разработано достаточное количество методик, позволяющих улучшить память.

Упражнения

Мозг легко поддаётся тренировке

  1. Рассмотрение этого способа начнём с упражнения, которое называется «ассоциации». Для реализации потребуется помощник. Попросите его прочитать вслух несколько пар слов, имеющих между собой смысловую связь. Например, “тетрадь – ручка”, “зима – снег”, “книга – учёба”.

    Ваша задача состоит в запоминании максимального количества слов. Затем помощник должен читать первые слова, вторые нужно воспроизвести самостоятельно.

  2. Второе упражнение предусматривает улучшение зрительного воображения. Нужно закрыть глаза и представить детально любой предмет, природное явление или животное.

    Это может быть оазис посреди пустыни, кошка, пьющая молоко, молния в небе. Возможны самые разнообразные варианты. Далее возьмите лист бумаги и опишите на нём представленные образы в обратном порядке.

  3. Третье упражнение заключается в улучшении способности воспринимать информацию на слух и запоминать её. Кто-то должен вслух прочитать набор слов.

    Например, “стол, небо, компьютер, слон, осень, река, ёлка”. Повторите эти слова сначала в аналогичном порядке, затем в обратном направлении. Если рядом никого не окажется, можно упражнение выполнить и самостоятельно. Для этого следует взять книгу и прочитать вслух первые слова из каждой строчки.

  4. Четвёртое упражнение даст возможность тренировать память и одновременно выполнять хозяйственные дела. Перед походом в магазин напишите на листе перечень продуктов, которые необходимо приобрести. Прочитайте несколько раз. Можно это делать вслух или про себя, как вам удобнее. Затем оставьте листик дома и отправляйтесь в магазин без него.

    Повторяйте это упражнение каждый раз, когда вам нужно сделать покупки.

  5. Улучшению памяти будет способствовать и упражнения, направленные на активизацию полушарий мозга. Самым простым из них является смена рук при совершении какого-либо действия. Например, причёсывайтесь или держите чашку левой рукой (если вы левша, то правой).

    Также можно заняться ходьбой на месте. Выполнять упражнение необходимо в быстром темпе. При опускании колена делается взмах рукой так, чтобы она поднялась выше головы. Упражнение следует повторить несколько раз.

Игры

На стол выкладываются в ряд карты изображением вниз. В игре могут принимать участие несколько человек. Каждый по очереди переворачивает две любые карты. Если они совпадут, участник их забирает.

Тренировать память поможет также игра в вопросы. Тематика значения не имеет. Каждый игрок задаёт остальным участникам любые вопросы. За правильный ответ прибавляются пять очков, за ошибочный — отнимаются два балла. Добиться ощутимого результата поможет и разгадывание кроссвордов.

Меню для укрепления памяти

Многие простые продукты оказывают хорошее влияние на мозг

Состояние памяти зависит от рациона. Источником необходимых организму веществ являются определённые продукты:

  1. Бананы обеспечивают организм аминокислотами (каротин, метионин, триптофан), легко усваиваемыми углеводами, витаминами РР, В1, В2.

  2. Пророщенные злаки содержат элементы, обеспечивающие энергией мозг и нормализующие его работу. Это селен, медь, железо, цинк, кальций, калий, магний, фосфор. Витамины В9, В6, В5, В3, В2, В1.
  3. Яйца богаты аминокислотами. В их состав входят глютаминовая кислота, метионин, цистеин, триптофан, лизин. Также витамины А, В2, В1, РР.

    Они поставляют в организм белок, который легко усваивается.

  4. Мёд является источником углеводов. Им можно заменить сахар. В своём составе мёд содержит хорошо усваиваемую глюкозу и фруктозу. А также 22 микроэлемента из 24, находящихся в кровеносной системе.
  5. Рыба – сёмга, форель, лосось, сельдь.

    Употребление этих продуктов восполнит содержание незаменимой кислоты Омега 3, дефицит которой вызывает дегенеративные заболевания головного мозга. Этот элемент оказывает непосредственное влияние на развитие интеллекта, памяти и когнитивных функций.

  6. Авокадо улучшает кровоснабжение мозга благодаря наличию ненасыщенных жирных кислот и минералов.
  7. Чёрный шоколад содержит флавонол – элемент, предотвращающий окисление мозга и нормализующий кровоснабжение. Какао уничтожает вещества, которые способствуют образованию тромбов.

  8. Яблоки препятствуют развитию оксидантного стресса, который провоцирует потерю памяти.
  9. Помидоры содержат ликопин – сильный антиоксидант, уничтожающий свободные радикалы (вещества, негативно влияющие на мозг). Замедлить старение поможет мелатонин, который также находится в этом продукте.

  10. Грецкие орехи, содержащие лецитин, оказывают положительное воздействие на мозг, нормализуя его деятельность. Также они предотвращают преждевременное старение. Чтобы ощутить желаемый эффект, достаточно в день съедать по 5 орехов.
  11. Горсть тыквенных семечек обеспечит организм суточной нормой цинка.

  12. Лесные ягоды черника и смородина отличаются большим содержанием витамина С. Такую особенность имеет и лимон.
  13. Чай обладает тонизирующим свойством. Содержит кофеин и антиоксиданты, повышающие когнитивные способности. L-теанин снимает эмоциональное напряжение.

Для полноценной работы мозга необходимы углеводы, белки, жиры, витамины и аминокислоты.

Поддерживать память поможет введение в рацион салата, приготовленного из следующих компонентов:

  • моркови;
  • свёклы;
  • половины корня сельдерея;
  • петрушки;
  • 3-х столовых ложек растительного масла;
  • половины лимона.

Ингредиенты натрите на крупной тёрке, заправьте маслом, полейте лимонным соком и немного посолите. Затем салат хорошо перемешайте и наслаждайтесь полезной, вкусной пищей.

Стихи и музыка

Музыка — приятный способ тренировки памяти

Ещё одним действенным способом, помогающим развить память, является заучивание стихов. Существует несколько рекомендаций, которые позволят добиться необходимого результата:

  1. Учить нужно по строфам, а не по строкам. Эту ошибку допускают многие.

    Если повторять многократно одну строку, а затем перейти к другой, в итоге можно запутаться в строфе. Кратковременная память способна воспринимать примерно 7 блоков. Чтобы не перегружать её, нужно разделить стих на аналогичное количество частей. Между блоками следует делать по 5 секунд.

  2. Сначала прочитайте стихотворение 2–3 раза полностью. При этом постарайтесь визуализировать сюжет произведения. Теперь прочитайте снова и вы обнаружите, что некоторое строки вы уже запомнили. Таким образом стараемся выучить весь стих.
  3. Не стоит учить его по четверостишьям.

    Произведение распадётся на фрагменты, и воспроизвести его полностью будет проблематично.

К методам улучшения памяти относится также прослушивание музыки. Но это должны быть классические произведения. Музыка создаёт колебания воздуха, которые способствуют релаксации и положительно влияют на мозг. Такой способностью обладают работы Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя.

Другие способы

Активный образ жизни — залог хорошей работы мозга

Ведите активный образ жизни, делайте зарядку и гуляйте на свежем воздухе. Во время физических нагрузок организм выделяет гормоны, улучшающие функцию мозга. Прогулки помогут наполнить его кислородом.

Чтобы мозговые клетки могли восстанавливаться, необходимо высыпаться. Недостаток отдыха незамедлительно отражается на самочувствии.

Эффективность мозговой деятельности повышается во время глубокой стадии сна.

Стрессовое состояние представляет прямую опасность для памяти. Оно разрушительно воздействует на клетки мозга и гиппокампу – область, которая отвечает за создание новых воспоминаний и воспроизведение старых. Поэтому с ним необходимо бороться. Сделать это можно при помощи физических упражнений, во время которых происходит выделение эндорфина – гормона радости.

К методам, позволяющим сбалансировать эмоциональное состояние, относятся рисование и чтение. Если изобразить негативные эмоции на бумаге, это позволит посмотреть на проблему со стороны. В процессе чтения внимание переносится на сюжет книги. Это снимает психологическое напряжение.

Рекомендации относительно улучшения памяти есть и в народной медицине.Рассмотрим несколько рецептов:

  1. Натрите корень хрена и 3 лимона. В полученную массу добавьте 3 столовые ложки мёда. Поставьте в холодильник на 3 недели.

    Принимайте дважды в день во время еды по 1 чайной ложке.

  2. 10 г имбиря нужно залить 250 мл кипятка, добавить мяту и мелиссу. Пить по 1–2 чашки в день.
  3. 1 столовую ложку мяты и аналогичное количество шалфея залейте двумя стаканами кипячёной воды. Настаивайте в течение 12 часов.

    Затем процедите и принимайте 4 раза в сутки по 50 мл за полчаса до приёма пищи.

  4. 1 столовую ложку коры рябины залейте 250 мл воды и кипятите на протяжении 10 минут. Смесь должна настояться 6 часов, после чего процедите её и принимайте по 1 ложке трижды в день.

    Длительность курса составляет 3–4 недели.

Повлиять на состояние памяти можно при помощи медикаментозных средств. К ним относятся “Ноотропил”, “Глицин”, “Танакан”, “Кортексин”, “Биотредин”, “Фенибут”. 

Если вы остановились на этом варианте, не занимайтесь самолечением. Медикаментозные препараты принимаются только после консультации с врачом.

Экспресс-методы

Ассоциации и концентрация позволят быстро натренировать память

Если необходимо быстро что-то зафиксировать в памяти, помогут несложные упражнения:

  1. Сначала сконцентрируйте внимание. Сосредоточьтесь и направьте его на то, что нужно удержать в памяти. Не позволяйте, чтобы внимание переключилось на другие объекты.

  2. Следующий шаг – создание ассоциаций. Свяжите с чем-нибудь объект, который вы пытаетесь запомнить. Здесь можно полностью опираться на фантазию.
  3. Теперь переходим к третьему этапу. Ассоциацию следует несколько раз повторить.

    Этот способ поможет запомнить любое событие или информацию без механического заучивания.

Если вы неуверены в своей способности концентрироваться, воспользуйтесь следующим упражнением:

  1. Сначала глубоко вдыхаем и на пять секунд задерживаем воздух. При этом ладони нужно сжать в кулак.
  2. Затем медленно выдыхаем и разжимаем руки.
  3. После такого упражнения вы почувствуете расслабление, это улучшит концентрацию.

Создавая ассоциации, следует использовать знакомый объект. Деятельность памяти устроена так, что лучший результат достигается, если новые факты присоединять к пережитым ощущениям и чувствам.

: причины ухудшения памяти и как её можно улучшить

Многим знакома ситуация, когда в нужный момент память начинает подводить. С этим сталкиваются не только пожилые люди. Освоить методы, позволяющие улучшить способность запоминания, может каждый желающий. Для более высокого результата рекомендуется осуществлять комплексный подход. Эффект вы ощутите уже в начале занятий.

  • Андрей Сурков
  • Распечатать

Надёжная конвейерная лента должна выдерживать высокие нагрузки в момент пуска и обладать устойчивостью к деформации. Современные резинотканевые модели отвечают этим условиям и считаются достойной альтернативой резинотросовым.

В загородном доме всегда найдется место для установки сауны, хотя многие владельцы уверены в обратном. Для сауны не обязательно строить отдельное здание и парилку можно организовать в самом…

Почему моего дома нет на кадастровой карте – такой вопрос частенько возникает у владельцев земельных участков, когда появляется необходимость продажи собственности или оформления ее в дар. Отсутствие объекта…

Как полезно иметь дома нашатырный спирт, он в хозяйстве, для дома, для чистоты принесет много пользы. Нашатырный спирт по своей полезности и многофункциональности применения не имеет равных.

Такая паста с легкостью справляется с очень сильными загрязнениями на любой посуде, смывает остатки жира даже в ХОЛОДНОЙ воде. К тому же она совершенно безвредна, ею можно пользоваться…

Если даже вы новичок в вязании крючком или только научились основным петлям, вы сможете создать оригинальнейшую вещь: подушку или коврик или салфетку в технике «Цветение». Просто посмотрите этот…

Как удалить пятна ржавчины на одежде? Чистка стиральной машины от плесени? Любые проблемы по плечу с нашими советами!

Нередко хозяйки сталкиваются с проблемой специфического, будто бы тухлого запаха рыбы. Неприятно могут пахнуть руки, посуда и даже морозилка, в которой хранилась рыба.

Уборка — это не слишком приятное занятие для многих. Тяжелее всего дается очистка клавиатуры, панелей управления в машине, телефона и других приборов, состоящих из мелких деталей. Чтобы облегчить…

Микроволновая печь не входит в арсенал шеф-поваров и вызывает у опытных кулинаров стойкое пренебрежение. Тем не менее микроволновая печь есть почти на каждой кухне и ее активно используют…

Источник: http://www.comfortclub.ru/publ/102-1-0-1425

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.